СССР и Запад | Мирные переговоры | СССР и США | CCCР и Китай | ОСВ-1 | ОСВ-2

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И ЗАПАДНЫМИ СТРАНАМИ

Франция, 10.2 1947
Мирные договоры, подписанные в Париже
Союзники подписали в Париже мирные договоры с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией, которые вынуждены были смириться с утратой территорий и платить репарации. Италия потеряла свои колонии, отдала Югославии часть Хорватии, Триест  оставался под контролем англо-американских   военных властей (до 1954). Греция получила от Италии Южные Спорады. СССР получил от Финляндии Восточную Карелию, от Румынии - Буковину и Бессарабию. Румыния вернула себе Трансильванию. Болгария отказалась от притязаний на Македонию и получила Южную Добруджу. В Западной Европе было восстановлено большинство довоенных границ. C Германией мирный договор еще не был заключен.

После провала Мирной конференции отношение между западными странами и СССР еще более ухудшились из-за прямой помощи, оказывавшейся Югославией, Болгарией и Албанией, находившимися в зоне Советского влияния, коммунистическому партизанскому движению в Греции, и из-за давления СССР на Турцию, от которой Советский Союз требовал вместе с ним принять участие в охране проливов, "чтобы помешать их использованию другими государствами в целях, враждебным причерноморским державам". США энергично отреагировали на это, направив впечатляющую военно-морскую армаду в восточный сектор Средиземного моря. Решительность Трумэна, поддержанная Парижем и Лондоном и опиравшаяся на американскую атомную монополию, произвела тот же эффект, что и жесткая позиция Великобритании в иранском вопросе. В конечном счете, греческий и турецкий кризисы сыграли в истории "холодной войны" роль , которая далеко превзошла те ставки, которые были сделаны конфликтовавшими сторонами. По существу, они послужили источником доктрины Трумэна, ставшей первым шагом к оформлению американских обязательств в отношении Европы, к созданию НАТО. Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел собралось в Москве 10 марта 1947 года, накануне изложения Трумэном конгрессу своей доктрины экономической помощи "свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства, или внешнему давлению". (Первыми получили американскую помощь Турция и Греция). В Москве дискуссия развернулась по нескольким фундаментальным вопросам германской проблемы.

 

 

СССР, март-апрель 1947
Неудача Московской конференции союзников 
Пятая конференция Совета министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР в Москве выявила углубление разногласий между бывшими союзниками, которые не смогли выработать единую политику в отношении Германии. СССР протестовал против соглашения о Бизонии и требовал дополнительных репараций от Западной Германии. Западные союзники отвергали советские требования, поскольку задались целью возродить её экономику. Не поддержали они и советское предложение о создании в Западной Германии временного правительства и проведении всенародного референдума об унитарном ил   федеративном государстве. Западные державы считали этот шаг преждевременным.    
    

Молотов отверг американское предложение о заключении договора о нейтралитете Германии. Генерал Маршалл, которого Трумэн только что поставил во главе госдепартамента, отклонил новую советскую просьбу о репарациях. Америка, заявил он, против политики превращения Германии в "приют для бедных в центре Европы". Стороны не пришли к согласию и по вопросу о государственном устройстве будущей Германии. Из провала московской конференции американцы сделали для себя бесспорный вывод о необходимости без промедления связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня Маршалл изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир".

В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех 26 июня во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг давали пищу для оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного предприятия, способного поставить под сомнение исключительное влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить психологический эффект, произведенный предложением Маршалла, путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных возможностей США. В конце концов, 2 июля Молотов прервал переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых великих держав" свою экономическую и национальную независимость.

Между тем некоторые восточноевропейские страны, в том числе Польша и Чехословакия, приняли приглашение участвовать в международной конференции, созываемой 12 июля в Париже для обсуждения плана Маршалла. Однако через несколько дней под давлением СССР сначала Польша, а затем и Чехословакия объявили, что они не будут представлены в Париже. В Чехословакии коммунисты уже контролировали, помимо поста председателя Совета Министров, Министерство Внутренних Дел и Национальной Обороны и могли в любой момент захватить всю власть в государстве. Да и общественное мнение в стране после Мюнхена больше доверяло славянскому старшему брату, чем западным демократиям. 10 июля чехословацкое правительство объяснило, что его участие в конференции могло быть истолковано "как акт, направленный против СССР". 11 июля Румыния, Венгрия, Албания и Финляндия также заявили о своем отказе; таким образом, именно июлем 1947 года следует датировать раскол Европы: с одной стороны-клиенты США, с другой-сателлиты Советского Союза.

Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 года, отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран в орбиту СССР. В 1947 году оформление режимов "народной демократии" вступило в свою вторую фазу: после интермедии "коалиционных правительств" (1945-1946 гг.) власть переходила к коммунистам. В Румынии в декабре король Михай отрекся от престола в пользу народной республики. В Болгарии, где бывший руководитель Коминтерна Димитров, вернувшись из СССР, создал в ноябре 1946 года правительство с коммунистическим большинством, летом 1947 года была принята Конституция, скопированная с советской. В конце августа был казнен лидер Партии болгарских крестьян Н. Петков, герой антифашистского Сопротивления. В Польше сформированное в 1945 году коалиционное правительство ушло в отставку после выборов в январе 1947 года; коммунист Берут стал Президентом республики, а Гомулка занимал пост Генерального Секретаря Коммунистической партии. Выборы в Венгрии  (август  1947  года), искусно проведенные коммунистом-министром внутренних дел Л. Райком, завершились поражением крестьянской партии.

lenussr.jpg (31748 bytes)

Коммунисты решили, что полученные на выборах 22% голосов, сделавшие их первой партией в стране, дали им право захватить все ключевые посты в правительстве, что они и сделали. Только Чехословакия, хотя и уступившая советскому давлению по вопросу о плане Маршалла, продолжала, казалось, сопротивляться установлению коммунистами своего полного контроля над государством. Следующая фаза формирования блоков прошла в конце сентября 1947 года, когда представители шести компартий стран Восточной Европы и двух самых мощных западноевропейских коммунистических партий (Франция и Италия) собрались по инициативе СССР в замке Шклярска Пореба (Польша), чтобы создать Коминформ-совместное информационное бюро со штаб-квартирой в Белграде, призванное обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию деятельности компартий на основе взаимного согласия. На Западе известие о создании Коминформа было, естественно, воспринято как возрождение Коминтерна.
На деле же есть серьезные основания полагать, что, по замыслу Сталина, этот шаг уже тогда подготавливал и "отлучение" Югославии, сея семена раздора между ее представителями, специально поставленными на второе место в иерархии международного коммунизма, и всеми остальными. Как бы то ни было, Советский блок выглядел впечатляющим монолитом, а рождение Коминформа-объявлением войны западной цивилизации. Кстати, именно таким образом заявление, опубликованное по окончании встречи и повторявшее основные тезисы доклада Жданова, представляло международное положение. Согласно ему в мире сформировались два лагеря: с одной стороны, империалистический и антидемократический лагерь, с другой, антиимпериалистический и демократический лагерь, основная цель которого заключается в ослаблении империализма, в усилении демократии и ликвидации остатков фашизма. Заявление резко критиковало тех коммунистических лидеров, которые "скрывали разбойничий характер империалистической политики под маской социалистической фразеологии".

panorama.gif (386971 bytes)

Теория "двух лагерей" похоронила попытки Бенеша и Масарика сохранить хорошие отношения с обоими. Парламентские выборы в Чехословакии должны были состояться в мае 1948 года. Все ожидали отступления коммунистов, на которых часть общественного мнения возлагала ответственность за тяжелый продовольственный кризис. Сознавая нависшую над ними угрозу, коммунисты постарались еще более упрочить свое господство в профсоюзах, армии и полиции. В начале февраля 1948 года министр внутренних дел коммунист Нозек назначил нескольких коммунистов на высшие посты в государственной безопасности. В знак протеста и желая заставить правительство провести досрочные выборы 12 министров из умеренных подали в отставку. Председатель Совета Министров коммунист Готвальд обратился за помощью, согласовав этот шаг с заместителем министра иностранных дел СССР Зориным, находившимся тогда в Праге, к вооруженной рабочей милиции, чье выступление обеспечило окончательную победу коммунистов. 25 февраля Бенеш уступил давлению улиц, отдав коммунистам все важные посты в правительстве, за исключением портфеля министра иностранных дел, оставленного за Масариком (но тот покончил жизнь самоубийством 10 марта). На прошедших 30 мая по единому списку выборах победили коммунисты. 8 июня Бенеш подал в отставку. Хотя "пражская операция" и не внесла каких-либо значительных изменений в сложившуюся геополитическую ситуацию, она получила огромный резонанс в мире.

 

kreml.jpg (10747 bytes)

 

 

 

 

 

 

 

gerb.jpg (19111 bytes)

 

 

 

 

 

 

5 марта 1948 года генерал Клей отправил из Берлина телеграмму, весьма характерную для тревожной обстановки, которая царила в тот момент: "Уже несколько недель я чувствую, что в советской позиции происходят подспудные изменения, заставляющие меня думать, что война может разразиться с драматической внезапностью". Центральному разведывательном управлению США потребовалось 10 дней, чтобы подготовить для Трумэна доклад с заключением о невозможности возникновения войны в ближайшие 60 дней. Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень летом 1948 года из-за событий, связанных с блокадой Берлина. Провал конференции "последнего шанса" по германской проблеме (Лондон, ноябрь-декабрь 1947 года) ускорил процесс создания Западной Германии. В знак протеста против решения Западных держав об организации выборов в западногерманское учредительное собрание маршал Соколовский, советский представитель в межсоюзническом Контрольном Совете по управлению Берлином, 20 марта вышел из этого органа, что привело к ликвидации четырехсторонней администрации Берлина. Была сохранена только комендатура, управляющая муниципальной деятельностью. 31 марта советская сторона установила контроль за коммуникациями между Западным Берлином и Западной Германией, чтобы заставить западные державы оставить бывшую столицу. Западные страны ответили на это выпуском новой марки общей для их трех зон. В свою очередь СССР через несколько дней ввел новую денежную единицу в своей зоне, заявив, что она будет иметь хождение во всем Берлине. На следующий день (24 июня) советская сторона полностью блокировала западные зоны в Берлине. Маршал Соколовский открыто заявил, что "технические трудности" в передвижении между Берлином и Западной Германией сохранятся до тех пор, пока Вашингтон, Лондон и Париж не откажутся от своего проекта создания "трех зонного" правительства.

Запад был вынужден организовать "воздушный мост", который снабжал город около года, до 12 мая 1949 года, когда блокада была наконец снята. На Совет четырех министров иностранных дел, проходившем в Париже с 22 мая по 20 июня 1949 года, заменивший Молотова на посту руководителя советской дипломатии Вышинский отверг проект самостоятельности трех западных зон. В ответ на создание 23 мая Федеративной Республики Германии созванное в Восточном Берлине народное собрание приняло конституцию "демократической неделимой Германии. Через несколько месяцев, 7 октября 1949 года, была провозглашена Германская Демократическая Республика, которой Советский Союз передал все гражданские правомочия.  В мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания монолитных "блоков", внезапный разрыв между СССР и Югославией, о котором стало известно весной 1948 года, выявил наличие сильной напряженности и расхождения интересов внутри "социалистического лагеря". Советско-югославское согласие, очень тесное в момент окончания войны, символизировавшееся Договором о дружбе и взаимопомощи от 11 апреля 1945 года, с конца 1947 года начало давать трещины. Сталина раздражала независимость Тито, чья сильная индивидуальность контрастировала с серой безликостью других коммунистических лидеров Восточной Европы. Не был лишен Тито и определенных амбиций. Он не только оспаривал принадлежность Триеста Италии, юга Каринтии-Австрии и части Македонии-Греции, но и добился того, что Албания почти полностью находилась под его влиянием. Тиото рассчитывал на создание балканской федерации, которая объединила бы для начала Югославию и Болгарию. В случае успеха замысла и присоединения других стран к федерации возникла бы реальная возможность того, что Тито станет ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрения у Сталина. В конце 1947 года Тито и Димитров объявили в Бледе о своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации. 28 января 1948 года "Правда" опубликовала статью, где утверждалось, что вышеназванным странам не нужна никакая, в любом случае ошибочная и искусственная федерация. 10 февраля Сталин созвал советско-болгарско-югославское совещание, на котором, заняв позицию, противоположную высказанному две недели назад   "Правдой"  мнению, настаивал  на создании болгарско-югославской федерации, несомненно рассчитывая, что с помощью более податливых болгар он получит возможность лучше контролировать действия Белграда. 1 марта Югославия советское предложение о создании федерации с Болгарией. С марта по июнь кризис, сопровождавшийся обменом секретными нотами, продолжал обостряться: Тито вывел из правительства двух просоветских министров и отказался предстать в качестве обвиняемого перед Коминформом; Сталин в свою очередь отозвал из Югославии своих специалистов и пригрозил прекратить экономическую помощь. Наконец, 28 июня был опубликован документ, в котором остальные члены Коминформа, собравшись в Бухаресте, осуждали Коммунистическую партию Югославии. Совместное заявление особо подчеркивало нетерпимость "позорного, чисто деспотического и террористического режима" Тито и призывало "здоровые силы" КПЮ заставить своих руководителей "открыто и честно признать свои ошибки и исправить их", в случае же отказа-"сменить их и выдвинуть новое интернационалистическое руководство КПЮ".

Однако Югославские коммунисты сохранили единство и пошли за своим лидером. Последствия разрыва были тяжелы для Югославии, так как все ее экономические соглашения с восточноевропейскими странами были аннулированы и она оказалась в блокаде. Тем не менее, на состоявшемся в июле 1948 года V съезде КПЮ советские обвинения были единодушно отвергнуты, а политика Тито получила полную поддержку. Видя, что его надежды на капитуляцию не оправдываются, в августе 1949 года Сталин решил денонсировать договор, заключенный в апреле 1945 года. Теперь югославское правительство во главе с "гитлеровско-троцкистским агентом" рассматривалось как "противник и враг". 25 октября 1949 года дипломатические отношения между СССР и Югославией были разорваны. Обвинения в "титоизме" сыграли-как и "холодная война"-важную роль в сплочении советского блока, росте исключений и процессов против коммунистов, многие из которых были участниками движения Сопротивления, обвиненных в национализме. "Отношение  к  СССР-пробный  камень   для  каждого коммуниста",-заявил в декабре 1949 года Сланский, генеральный секретарь Компартии Чехословакии. С1949 года по 1952 год в странах народной демократии под контролем или при прямом участии "советников" из сталинского МГБ прошли две волны чисток. Первая была направлена против "национальных" политических лидеров, замененных "москвичами"-людьми, своим прошлым более тесно связанными с СССР. Вторая, в которой "космополитизм" был главным критерием для осуждения и арестов, ударила по коммунистам преимущественно еврейской национальности; их основное преступление состояло в том, что, будучи в прошлом членами интербригад или работая в Коминтерне, они были свидетелями сталинских методов "чистки" конца 30-х годов, примененных теперь в коммунистических партиях восточноевропейских стран. Во время первой волны (лето 1948-1949) были "вычищены": в Польше-Гомулка, замененный на посту первого секретаря компартии Берутом; в Венгрии-Райк (казнен) и Кадар (заключен в тюрьму); в Болгарии-Костов (казнен); в Словакии-Клементис (казнен).

wpe11.jpg (3072 bytes)

su-flag1.gif (16534 bytes)

 

 

 

maods.gif (21128 bytes)
Мао Цзедун на IX съезде компартии Китая 

 

Вторая волна "вычистила": в Чехословакии-Сланского (казнен с тринадцатью другими обвиняемыми, из которых одиннадцать были евреями, после открытого процесса, напоминавшего московские); в Румынии -видную деятельницу Анну Паукер, еврейку по национальности, несмотря на то, что в предыдущие годы она пользовалась активной поддержкой Москвы и сыграла важную роль в борьбе против Тито. Ежедневная критика "гитлеровско-фашистского титоизма", охота за уклонистами всех мастей, ведшиеся с таким же истерическим ожесточением, что и борьба с троцкизмом в 30-х годах, должны были показать невозможность любого другого пути к социализму, кроме избранного СССР. 1949-1950 гг. стали, несомненно, кульминацией "холодной войны", ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 года Североатлантического Договора, чей "открыто агрессивный характер" неустанно разоблачался СССР, войной в Корее и перевооружением Германии. 1949 год был "крайне опасным" годом, поскольку СССР уже не сомневался, что американцы надолго останутся в Европе. Но он же принес советским руководителям и удовлетворение: успешное испытание первой советской атомной бомбы (сентябрь 1949 год) и победа китайских коммунистов. В отличие от своей политики, проводимой в других районах мира, на Дальнем Востоке СССР с 1945 года действовал крайне осторожно. Вступление Красной Армии в войну против Японии в августе 1945 года позволило ему восстановить в этом регионе позиции, утраченные в 1905 году царской империей. 15 августа 1945 года Чан Кайши согласился с советским присутствием в Порт-Артуре, Дайре не и Манчжурии. При советской поддержке Манчжурия стала автономным коммунистическим государством, возглавляемым Као Каном, который, видимо, был тесно связан со Сталиным. В конце 1945 года последний призвал китайских коммунистов найти общий язык с Чай Канши. Эта позиция была несколько раз подтверждена в 1946-1948 годах. Тот факт, что, начиная с лета 1947 года политическая и военная ситуация изменилась в пользу китайских коммунистов, в целом не изменил сдержанное отношение советского руководства к китайским коммунистам, которые не были приглашены на совещание, посвященное основанию Коминформа. Этой сдержанности можно дать несколько объяснений: понимая американские намерения в отношении Японии, советское руководство рассматривало Дальний Восток как преимущественную сферу влияния США (в отличие от Европы). Но не опасалось ли оно также, что в случае победы китайских коммунистов возникнет новый полюс коммунизма? В этом смысле следует признать непоследовательность политики, боровшейся против Тито, но позволявшей укреплять свою независимость Мао Цзэдуну. Показательно, что советская пресса почти не заметила решающее наступление китайских коммунистов летом 1949 года, поскольку была слишком занята отчетами о разоблачении бесчисленных "гитлеровско-троцкистско-титоистских" заговоров в Восточной Европе.

 

wpe22.jpg (6364 bytes)

Энтузиазм СССР по поводу "китайских братьев по оружию" проявился только после окончательной победы Мао Цзэдуна. 23 ноября 1949 года СССР установил дипломатические отношения с Пекином, и Вышинский заявил в ООН, что теперь его страна не признает националистический Китай. После трудных двухмесячных переговоров 14 февраля 1950 года в Москве Мао Цзэдун подписал со Сталиным Договор о взаимопомощи сроком на 30 лет. Советский Союз обязался отказаться в двухлетний срок от всех своих прав в Манчжурии и вернуть Дайре и Порт-Артур, предоставить Китаю заем в $300 млн. на 5 лет, освоить Синьцзян силами смешанных фирм с советским финансовым и техническим преобладанием. Длительность переговоров, скромная сумма кредита, срок, предусмотренный для передачи маньчжурской железной дороги и портов, подкрепляют гипотезу, согласно которой Москва, прежде чем принять на себя более серьезные обязательства, хотела увидеть, какую политику выберет Мао. Общая враждебность по отношению к США была одним из основных факторов согласия. Это было открыто подтверждено несколькими неделями позже: когда Совет Безопасности отказался исключить националистический Китай из ООН, СССР вышел из всех ее органов (до августа 1950 года). Именно из-за отсутствию СССР Совет Безопасности смог 27 июня 1950 года принять резолюцию о вводе американских войск в Корею, где северные корейцы за два дня до этого пересекли 38-ую параллель. Когда Китай вступил в войну на стороне Северной Кореи, СССР, натолкнувшись на твердую позицию США, постарался сохранить локальный характер конфликта. После смещения воинственного генерала Макартура напряженность вокруг корейских событий уменьшилась. 23 июня 1951 года постоянный представитель СССР в ООН Малик предложил, чтобы "воюющие стороны начали дискуссию о прекращении огня и достижении перемирия". Переговоры по этому вопросу увенчаются успехом только через два года, после смерти Сталина. В большей степени, чем конфликт в Корее, "головной болью" советской внешней политики в начале 50-х годов был вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее перевооружении. Используя глубокие расхождения между западными державами по этой проблеме, советская дипломатия имела возможность ловко маневрировать. 23 октября 1950 года собравшиеся в Праге министры иностранных дел восточноевропейского лагеря предложили подписать  мирный договор  с Германией, предусматривающий ее демилитаризацию и вывод из нее всех иностранных войск. В декабре западные страны в принципе согласились на встречу, но потребовали, чтобы на ней были обсуждены все проблемы, по которым имело место противостояние Запада и Востока.

 

collase.gif (44761 bytes)

Продолжавшиеся с 5-го марта по 21-ое июня 1951 года в Париже переговоры не привели стороны к соглашению. Причиной неуспеха стал весьма второстепенный вопрос: Советский Союз настаивал на том, чтобы речь шла и об Атлантическом пакте, чему противились страны Запада. На следующий год СССР предпринял еще одну попытку. 10 марта 1952 года, через несколько дней после Лиссабонской конференции руководителей стран НАТО, на которой был принят план перевооружения Европы, в том числе и ФРГ, Советский Союз направил западным державам ноту, содержащую предложение заключить мирный договор с демилитаризованной и нейтральной Германией.

По сравнению с предыдущими проектами-как советскими, так и западными-этот план содержал новые моменты, которые должны были соблазнить немцев (разрешение Германии иметь необходимые для обороны национальные вооруженные силы, общая амнистия для всех офицеров вермахта и функционеров НСДАП, за исключением виновных в военных преступлениях). Однако, чтобы соблазнить немцев в 1952 году Москве следовало заплатить больше: прежде всего отказаться от требования признать в качестве предварительного условия границу по Одеру-Нейсе и согласиться с образованием нового обще германского правительства по итогам свободных выборов. В сложившейся ситуации западные державы не преминули воспользоваться случаем, чтобы заявить, что заключение мирного договора предполагает прежде создание правительства, полномочного его подписать, и что, следовательно, для начала необходимо договориться об организации свободных выборов. В интервью, опубликованном 24 декабря 1952 года в "New-York Times" Сталин высказал готовность к сотрудничеству в возможной дипломатической акции, "исходя из того факта, что СССР желает, чтобы Корейской войне был положен конец", и к встрече с Эйзенхауэром. Тем не менее, Эйзенхауэр дождался смерти Сталина, чтобы, говоря словами президента США, "сделать первые шаги к созданию взаимного доверия, основанного на совместных усилиях".  В течение следующих нескольких лет отношения между Советским Союзом и западными странами достигли большой напряженности.

soglas2.jpg (5742 bytes)

14 июня 1955 года, в ответ на действия Запада, Болгария, Венгрия, Чехословакия, СССР, Польша, Румыния, ГДР, Албания подписали Варшавский договор "с целью обеспечения безопасности стран участниц и поддержания мира в Европе". Серьезную опасность для мира представляла все расширяющаяся гонка вооружений. Как США, так и СССР из года в год увеличивали свои военные бюджеты, тысячи ученых и инженеров трудились над созданием самых совершенных видов оружия массового уничтожения. Начиная с 1958 года, проводились попытки положить начало сокращению вооружений, но они оказывались неудачными. Итак, к концу 50-х мир стал значительно более полярным, и никто не видел выхода из "холодной войны".

bulganin.gif (64859 bytes)
Н.А. Булганин (слева) и К. Аденауэр во время переговоров в Москве

Варшава, 14.5.1955
Варшавский договор-противостояние с НАТО

 

Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Советский Союз и Чехословакия подписали в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, оформивший создание противостоящего НАТО военно-политического блока - Организации Варшавского Договора. Варшавский Договор был заключен после принятия ФРГ в НАТО (6.5.1955). Договор предусматривал оказание странами-участницами взаимной помощи в случае нападения на одну из них, взаимные консультации в кризисных обстоятельствах и создание Объединенного командования вооруженными силами. 

Первый визит Н. С. Хрущева в США
Хрущев представляет в ООН план разоружения и встречается в Кэмп-Дэвиде с президентом Д. Эйзенхауэром

В 1959 г. состоялся первый визит высшего советского руководителя в США. Он прошел успешно, и, казалось, наступила долгожданная эпоха разрядки. Приход к власти в Соединенных Штатах либерального и полного сил Дж.Кеннеди внушал дополнительный оптимизм в перспективы советско-американских отношений. Однако на практике лишь начинавшийся "детант" был сорван двумя опасными кризисами - из-за Берлина и Кубы. В обоих случаях Хрущев считал себя абсолютно правым - он отстаивал интересы союзников в ГДР и на Кубе и добивался равной безопасности с США. Советский лидер действовал в упомянутых кризисных ситуациях жестко, стремясь нейтрализовать критику со стороны "ястребов" в Политбюро ЦК КПСС и коммунистического Китая (который из верного союзника превратился в ярого оппонента "ревизионизма" Хрущева). Дж. Кеннеди в свою очередь должен был развеять сомнения американцев в способности молодого либерального президента постоять за интересы США.

visitchr.gif (31755 bytes)
Н.С. Хрущев, Ширли Маклейн и Морис Шевелье на киностудии в Голливуде.

 

u-2.gif (67628 bytes)
Модель разведывательного самолета U-2, сбитого над территорией СССР

Ухудшение отношений между Западом и Востоком
После того как над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет U-2, отношения между СССР и западными державами ухудшились.
В знак протеста против нарушения воздушного пространства СССР советская делегация покинула открывшуюся 17 мая в Париже конференцию четырех держав по разоружению на высшем уровнем.
Начиная с 1958 г. США систематически обследовали территорию СССР с помощью специальных разведывательных самолетов U-2, которые могли подниматься на высоту 33 000 м. 1 мая 1960 г. СССР впервые сбил самолет этого типа в районе Свердловска. Пилот Г.Пауэрс катапультировался. Советский суд приговорил его к тюремному заключению за шпионаж, а в феврале 1962 г. в Берлине его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.      

pauers.gif (46951 bytes)
Американский пилот Пауэрс, обменянный в Берлине на советского разведчика Рудольфа Абеля

Президент Дуайт Эйзенхауэр 11 мая официально подтвердил, что США проводил разведывательные полеты над территорией СССР. Его попытка не допустить срыва конференции личным общением не проводить более подобных полетов успеха не имела. Глава советского правительства Н.С. Хрущев потребовал, чтобы США прекратили шпионские полеты и принесли извинения. Эйзенхауэр отверг эти требования.
Совет Безопасности ООН не согласился с требованиями СССР осудить США как агрессора.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И КИТАЕМ

chru60.gif (25467 bytes)
Н.С. Хрущев

Идеологический разрыв между Китаем и СССР
Долго накапливающиеся идеологические противоречия между Пекином и Москвой привели к открытому разрыву. Компартия Китая официально отвергла тезис о мирном сосуществовании коммунизма и капитализма, выдвинутой первым секретарем ЦК КПСС, председателем Совета министров Н.С. Хрущевым, и призвала к ужесточению антиимпериалистической борьбы. Именно так отреагировал Китай на объявление пропагандистской войны против компартии Китая, прозвучавшее в выступлении Хрущева на III съезде Румынской рабочей партии в июне 1960 г. Противоречия между двумя ранее "братскими" компартиями обострились в 1958 г., когда Китай начал осуществлять политику "большого скачка" (17-30.8.1958), отклоняясь от советской модели социализма. Китайское партийное руководство во главе с Мао Цзэдуном решило тогда в силу экономических трудностей снять лозунг о "переходе к коммунизму" и притормозить развитие народных коммун. По случаю 90-летия со дня рождения Ленина в Китае 16 апреля 1960 г. появилась принципиальная статья Да здравствует ленинизм! В ней вновь резко подчеркивались различия во взглядах на путь движения к коммунизму. В ответ СССР в августе отозвал из Китая своих специалистов. На совещании коммунистических и рабочих партий, которое состоялось в ноябре в Москве, удалось создать лишь видимость единства коммунистического движения.   

mao60.gif (29561 bytes)
Мао Цзедун

 

maoIX.gif (27486 bytes)
Мао Цзэдун на IX съезде Компартии Китая

Распри с СССР
В атмосфере острых идеологических и политических разногласий между Китаем и СССР советское руководство согласилось на уточнение границ с Китаем по Амуру и Уссури.
"Неравные договоры", которые в годы его политического упадка навязали западные державы и Россия, появились в XIX в. По Айгунскому договору (28.5 1858) была установлена граница по Амуру, Россия получила земли, закрепленные Нерчинским договором (27.8.1689) за Китаем.
Спор из-за границ еще сильнее обострил длившуюся уже три года борьбу (23.6.1960) между двумя социалистическими странами за ведущие положение в коммунистическом мире. Обнародование писем ЦК КПСС и Компартии Китая (14.7.1963) означало официальное признание идеологического разрыва между двумя партиями и государствами. Распри продолжались и позже, в годы "великой пролетарской культурной революции" - массовой политической кампании в КНР, организованной маоистами в 1965-1969 гг. Переговоры между КПСС и Компартией Китая также не дали результатов, что привело к расколу мирового коммунистического движения. 

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОСВ
Договор об ОСВ-1

Вена, 16.4.1970
В венском дворце Бельведер начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ). Учитывая примерный стратегический паритет, ни США, ни СССР не могли рассчитывать на превосходство в вооруженном противостоянии, а колоссальные расходы на вооружения тяжким  бременем ложились на плечи налогоплательщиков и вели к сокращению социальных программ. Переговоры об ОСВ стали одним из свидетельств улучшения отношений между СССР и США, Востоком и Западом в целом. Их итогом стало подписание 26 мая 1972 г. в Москве соглашения об ОСВ-1 сроком на пять лет.   

Договор об ОСВ-2

Вена, 15-18.6.1979
Президент США Дж.Картер и председатель президиума Верховного Совета СССР, генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев подписали в Вене договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) и выразили стремление продолжить политику разрядки. США надеялись, что договор поможет им поставить предел стратегическому превосходству СССР. Переговоры об ОСВ-1 подписали в Москве Р.Никсон и Л.И. Брежнев.    

ПАРИЖСКИЕ МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
К началу 1968 война во Вьетнаме зашла в тупик: ни одной из сторон не удалось решить  поставленные задачи. В мае 1968 начались мирные переговоры в Париже,  первоначально только между США и ДРВ, а затем, с января 1969, с участием  представителей сайгонского режима и НФОЮВ. Однако военные действия на территории  Вьетнама продолжались и во время Парижских мирных переговоров по Вьетнаму.

После более чем четырех лет переговоров, 27 января 1973 администрация США,  возглавляемая Р. Никсоном, ослабленная внутриполитическим кризисом  («Уотергейтское дело»), пошла на подписание соглашения с ДРВ об условиях вывода  своих войск из Вьетнама. В феврале-марте 1973 в Париже состоялась международная  конференция по Индокитаю, закрепившая Парижские мирные соглашения о прекращении  войны и поддержании мира во Вьетнаме, подписанные США и Республикой (Южный) Вьетнам, с одной стороны, и ДРВ и НФОЮВ, с другой. Безуспешные и длительные военные  действия, сопровождавшиеся большими потерями, породили в американском обществе т.  н. «вьетнамский синдром», т. е. резкое неприятие участия американских солдат в  зарубежных военных конфликтах, какими бы целями это участие не обосновывалось.

paris68.gif (26640 bytes)
Париж (май 1968)

Война во Вьетнаме продолжалась, однако, еще в течение двух лет, теперь уже между Северным Вьетнамом в союзе с НФОЮВ и сайгонским режимом, возглавляемым  генералом Нгуен Ван Тхиеу. Она завершилась в апреле 1975 года в результате  весеннего наступления вооруженных сил ДРВ и боевых частей НФОЮВ и падения  столицы Юга Сайгона. Власть на территории Южного Вьетнама перешла в руки  временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам.     

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И СССР

flags.gif (8288 bytes)

В развитии взаимоотношений СССР - США в 80-е годы можно  выделить три периода. 

Первый из них охватывает в основном 1981-1984 гг. Он характеризовался военно-политической конфронтацией двух государств из-за размещения ракет  средней дальности на Европейском континенте;  безрезультатно проходивших в 1981-1983 гг.  советско-американских переговоров об  ограничении ядерных вооружений в Европе и о сокращении стратегических наступательных вооружений;  плохим   политическим  климатом  и ростом недоверия  и подозрительности сторон друг к другу;  сведением к минимуму контактов и связей в сферах двусторонних  советско-американских отношений.

Второй период (1985-1986) ознаменовался началом в марте 1985 года новых советско-американских  переговоров об ограничении ядерных и космических вооружений, постепенным восстановлением механизма политического диалога между двумя странами, в т.ч. и на высшем уровне. В ноябре 1985 года  состоялась  советско-американская  встреча в верхах (М.С.Горбачев и Р.Рейган) в Женеве.


zheneva.gif (51553 bytes)
Президент США Рональд Рейган и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время двухдневных переговоров в Женеве 19-20 ноября искали пути взаимопонимания

Она вылилась в открытый широкий диалог, оказавший существенное воздействие на общую обстановку в мире, а  также положила начало сотрудничества в ряде сфер двусторонних отношений СССР - США.  Обе стороны заявили,  что  "ядерная  война  не должна быть развязана и в ней не может быть победителей",  и обязались не стремиться к достижению военного  превосходства,  подчеркнули  важность предотвращения любой войны между ними - ядерной или обычной.

 

 

 

В октябре 1986 года М.С.Горбачев и Р.Рейган встретились в  Рейкьявике. Значение  этой  встречи состоит прежде всего в том,  что на ней были обсуждены конкретные  формулы  радикального  сокращения  ядерного оружия, предложенные советской стороной.С марта 1987 года советско-американские отношения вступили в третий период.  Заметно активизировались политические контакты на различных уровнях.  В ходе весьма интенсивных дипломатических контактов весной и  особенно осенью 1987 года удалось завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности,  договориться о проведении в декабре того же года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне.arrow_d.gif (358 bytes)

Вашингтон, 8.12.1987
Ядерное оружие
необходимо уничтожить
Кульминацией встречи на высшем уровне между генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым и президентом США Р. Рейганом стало подписание договора о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности. 
Уничтожению  подлежали советские и американские ракеты наземного базирования дальностью действия от 1000 до 5500 км и от 500 до 1000 км. СССР должен был уничтожить 1752, а США - 859 ракет.
Предусматривался строгий контроль за выполнением условий договора. Горбачев и Рейган обсудили также вопросы, связанные с подготовкой договора по стратегическим вооружениям.


.

 Одновременно два лидера подтвердили готовность своих стран соблюдать договор об ограничении систем противоракетной обороны в том виде, как он был подписан  в 1972 г. В Вашингтоне обсуждались также вопросы запрещения испытаний ядерного оружия, запрещения и уничтожения химического оружия, сокращения обычных вооруженных сил и вооружений.
В начале 1988 г. руководство СССР по согласованию с правительствами ГДР и Чехословакии решило вывезти с территории этих стран советские ракеты, не дожидаясь ратификации вашингтонского договора.

dogovorlikvid.gif (107224 bytes)
М. С. Горбачев и Р. Рейган подписывают договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности.

Становилось очевидным  то,  что  в виду экономических трудностей, США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пентагоном военные программы. В 1985 г. конгресс США заморозил военные расходы, а с 1987 г.  началось даже их определенное сокращение.  В стране усиливалась критика внешней политики администрации, и особенно ее курса в отношении Советского Союза. Важным звеном  в  развитии  советско-американских отношений стала встреча в верхах в Москве,  которая состоялась с 29 мая по 2 июня 1988 года. arrow_d.gif (358 bytes)

Москва, 2.6.1988
Четвертая встреча

Горбачева и Рейгана

После четырехдневных переговоров в Москве завершилась четвертая встреча генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана.
Кульминацией встречи стал состоявшийся 1 июня обмен ратификационными грамотами договора о ликвидации советских и американских ракет средней и меньшей дальности. Переговоры об этом оружии велись с 1981 г. и несколько раз прерывались. Соответствующий договор был подписан только 8.12.1987 в Вашингтоне. В начале 1988 г. СССР, не дожидаясь ратификации договора, начал вывоз своих ракет из ГДР и Чехословакии. Обе сверхдержавы стремились снизить на 50% и количество межконтинентальных ракет, но при всем желании не смогли прийти к конкретным результатам, поскольку США не хотели отказаться от идеи создания космической противоракетной системы (СОИ). 

По мнению же советской стороны, даже исследования в этой области нарушали соглашение по противоракетной обороне (ПРО) 1972 г., которое в целях снижения уязвимости США и СССР поставило под контроль создание противоракетных систем. Не сблизились их позиции и в области ограничения обычного вооружения. В Москве был продолжен советско-американский диалог  и по другим проблемам разоружения. Еще одной важной темой переговоров между Рейганом и Горбачевым была проблема прав человека. Американская сторона приняла предложение Горбачева рассмотреть этот вопрос на заседаниях двусторонней комиссии.

dogfin.gif (81900 bytes)
Президент США  Рональд Рейган и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев при подписании итоговых документов

 

 

Сам  факт проведения встречи на высшем уровне,  подготовка к ней не только закрепили значительные позитивные перемены в советско-американских отношениях,  но и дали новые импульсы к их развитию. Ратификация Договора по ракетам средней и меньшей  дальности,  обмен  в  ходе встречи ратификационными грамотами о вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработки соглашения о 50-процентным сокращении стратегических наступательных вооружений, подписание до встречи соглашений по афганскому урегулированию,  заключение ряда соглашений о  дальнейшем совершенствовании механизма предотвращения ядерной войны,  а также о развитии двустороннего сотрудничества - все  это конкретные свидетельства  продолжающейся нормализации советско-американских отношений, привнесение в них дополнительных элементов устойчивости и последовательности.


СССР и Запад | Мирные переговоры | СССР и США | CCCР и Китай | ОСВ-1 | ОСВ-2

  arrowu2.gif (3190 bytes)
На главную страницу

Сайт создан в системе uCoz